Please use this identifier to cite or link to this item:
https://libr.msu.by/handle/123456789/21468
Title: | Актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях |
Authors: | Снопкова, Е. И. |
Keywords: | междисциплинарный подход методология педагогики методологическая культура исследователя интеграция естественно-научной и гуманитарной моделей познания конфигурирование типов знания конфигурирование исследовательских норм |
Issue Date: | 2015 |
Citation: | Снопкова, Е. И. Актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях : науч. обоснование / Е. И. Снопкова // Интеграция образования. – 2015. – Т.19, №1. – С. 111–117. |
Abstract: | В статье обосновывается актуальность междисциплинарного подхода в педагогической науке, который рассматривается как выражение современного постнеклассического этапа развития познавательной деятельности и ответом на вызовы современной социокультурной и познавательной ситуаций. Авторское понимание междисциплинарности соотносится с обоснованием необходимости конфигурирования типов знания и норм исследовательской деятельности естественно-научной, гуманитарной и технологической рациональности в педагогическом исследовании для решения проблемы демаркации объективного и субъективного в педагогике, а значит повышения качества и результативности исследовательской практики. Актуализируется проблема формирования объекта педагогического исследования как синтеза разных предметных проекций с целью достижения онтологической целостности знаний о педагогической реальности, интеграции образцов естественно-научного и гуманитарного мышления, обеспечения адекватности и научной достоверности результатов исследования, а также более точного прогнозирования изменений сферы образования. Конфигуративные научные обоснования рассматриваются автором как важные, актуальные и нерешенные проблемы в области методологии педагогики. Таким образом, современная методология научного поиска может обеспечивать педагогическому исследованию возможности понятийного синтеза в соответствии с его целями и задачами и выступать как междисциплинарная методология. Педагогика начала активно использовать терминолексику междисциплинарности, ее различные контексты как объективные проявления современной науки, однако разработка и становление междисциплинарного подхода как фундаментальной нормы исследовательского поиска со своим методологическим, теоретическим и технологическим обеспечением, с нашей точки зрения, выступает актуальной науковедческой проблемой и напрямую связана с проблемой развития методологической культуры субъектов научно-исследовательской деятельности в области образования. Междисциплинарный подход как инструментарий исследовательского поиска может обеспечить реальную внутринаучную рефлексию и методологический диалог при сохранении целостности педагогической науки как самостоятельной дисциплины, обладающей собственными средствами и механизмами развития. |
URI: | https://libr.msu.by/handle/123456789/21468 |
ISSN: | 1991-9468 |
Appears in Collections: | Научные публикации |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.