Please use this identifier to cite or link to this item: https://libr.msu.by/handle/123456789/21468
Title: Актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях
Authors: Снопкова, Е. И.
Keywords: междисциплинарный подход
методология педагогики
методологическая культура исследователя
интеграция естественно-научной и гуманитарной моделей познания
конфигурирование типов знания
конфигурирование исследовательских норм
Issue Date: 2015
Citation: Снопкова, Е. И. Актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях : науч. обоснование / Е. И. Снопкова // Интеграция образования. – 2015. – Т.19, №1. – С. 111–117.
Abstract: В статье обосновывается актуальность междисциплинарного подхода в педагогической науке, который рассматривается как выражение современного постнеклассического этапа развития познавательной деятельности и ответом на вызовы современной социокультурной и познавательной ситуаций. Авторское понимание междисциплинарности соотносится с обоснованием необходимости конфигурирования типов знания и норм исследовательской деятельности естественно-научной, гуманитарной и технологической рациональности в педагогическом исследовании для решения проблемы демаркации объективного и субъективного в педагогике, а значит повышения качества и результативности исследовательской практики. Актуализируется проблема формирования объекта педагогического исследования как синтеза разных предметных проекций с целью достижения онтологической целостности знаний о педагогической реальности, интеграции образцов естественно-научного и гуманитарного мышления, обеспечения адекватности и научной достоверности результатов исследования, а также более точного прогнозирования изменений сферы образования. Конфигуративные научные обоснования рассматриваются автором как важные, актуальные и нерешенные проблемы в области методологии педагогики. Таким образом, современная методология научного поиска может обеспечивать педагогическому исследованию возможности понятийного синтеза в соответствии с его целями и задачами и выступать как междисциплинарная методология. Педагогика начала активно использовать терминолексику междисциплинарности, ее различные контексты как объективные проявления современной науки, однако разработка и становление междисциплинарного подхода как фундаментальной нормы исследовательского поиска со своим методологическим, теоретическим и технологическим обеспечением, с нашей точки зрения, выступает актуальной науковедческой проблемой и напрямую связана с проблемой развития методологической культуры субъектов научно-исследовательской деятельности в области образования. Междисциплинарный подход как инструментарий исследовательского поиска может обеспечить реальную внутринаучную рефлексию и методологический диалог при сохранении целостности педагогической науки как самостоятельной дисциплины, обладающей собственными средствами и механизмами развития.
URI: https://libr.msu.by/handle/123456789/21468
ISSN: 1991-9468
Appears in Collections:Научные публикации

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
P727.pdf941,99 kBAdobe PDFThumbnail
View/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.